Быстрый поиск
 
Введите слово для поиска.
Расширенный поиск
Разделы
Показать все товары
Рекомендуемые
1-3505000 Ремкомплект ГЦТС ГАЗ
1-3505000 Ремкомплект ГЦТС ГАЗ


---------
20-1109024 Сетка воздушного фильтра в сборе М20, 69
20-1109024 Сетка воздушного фильтра в сборе М20, 69


---------
Саморез и шайба крепления обивок ГАЗ 20 мм (к-т)
Саморез и шайба крепления обивок ГАЗ 20 мм (к-т)


---------
51-1017035-К Ремкомплект элемента масляного фильтра тонкой очистки с прокладками (Фильтр масляный) ЗИМ, М20, 21, 51, 63, 69 ЗЗ
51-1017035-К Ремкомплект элемента масляного фильтра тонкой очистки с прокладками (Фильтр масляный) ЗИМ, М20, 21, 51, 63, 69 ЗЗ


---------
293270-П8 Шайба пружинная зубчатая с наружными зубцами ГАЗ
293270-П8 Шайба пружинная зубчатая с наружными зубцами ГАЗ


---------
Ярлыки краски и ключей ГАЗ-21
Ярлыки краски и ключей ГАЗ-21


---------

"Колеса истории" ищут манжеты

В течение нескольких месяцев специалисты автореставрационной Мастерской «Колеса истории» проводили испытания различных образцов резино-технических изделий (далее – РТИ), используемых в гидроприводах тормозов и сцеплений автомобилей старых марок, преимущественно ГАЗ-21 и М20 «Победа». Целью исследований было нахождение изделий, подходящих для использования с гидро-тормозной жидкостью (далее – ГТЖ) БСК современного производства, которая продается в магазинах, и которая применялась на старых Волгах, Москвича и Запорожцах.

Многие замечали, что резиновые манжеты разбухают в ГТЖ, соответственно они не смогут работать надлежащим образом. Делался вывод, что эти детали имеют контрафактное происхождение. От качества копеечных деталей зависит безопасность движения на автомобилях, которые и так уже не предназначены для современного транспортного потока в мегаполисах. Нахождение неисправностей в ретро-автомобилях затруднено из-за их нечастого использования. Нельзя загодя почувствовать изменения в работе механизма и внести необходимые коррективы. Ретро-автомобили, используемые не каждый день, могут преподнести неприятный сюрприз в момент, когда владелец уже предвкушает позитивные эмоции от поездки.

Проблема нахождения качественных манжет остро встала после организации слесарного участка Мастерской. Качество деталей, установленных нами, влияло в конечном итоге на удовлетворенность клиентов услугами «Колес истории». Мы начали поиски нужных деталей, попутно предоставляя клиентам имеющиеся в распоряжении Мастерской детали из запасов или просто покупая их в крупных магазинах, полагая, что там детали проходят определенный отбор.

Несмотря на полный входящий контроль манжет, проблемы у клиентов Мастерской были. Первой ласточкой стало обращение одного из владельцев аутентичной ГАЗ-21, которому при ревизии и ремонте тормозов залили современную БСК. Позднее клиент сообщил о проблемах с тормозами. Более того, он сказал, что залитая в автомобиль БСК современного выпуска расслоилась на 2 составляющие. После этого мы проверили имевшуюся в Мастерской ГТЖ того же производителя, но расслоения не выявили. Вторым «звоночком» стало обращение другого клиента, ремонтировавшего тормоза в Мастерской осенью 2009 г, а весной 2010 сообщившего о том, что педаль «стоит колом». После этого мы прекратили использовать современную БСК и стали рекомендовать клиентам менять БСК на ГТЖ типа ДОТ 4. Но просто залить в старую систему новую по типу жидкость нельзя. Это приведет к полному выходу системы из строя из-за разбухания манжет и шлангов. Поэтому необходима полная замена резиновых компонентов всей системы и промывка спиртом, а лучше замена трубок. Кстати, аутентичные трубки на отечественных автомобилях тех лет выполнялись из двухслойной стали с наружным обмеднением. Такие трубки снаружи могут выглядеть нормально, но внутри быть полностью корродированными. Они могут выйти из строя от малейшего толчка. Поэтому ревизия и капитальный ремонт тормозов у старых машин с заменой трубок на современные медные – несомненное благо, если это делается специалистами, располагающими необходимыми комплектующими надлежащего качества.

Для проверки качества и подбора оптимальных манжет с целью использования при ремонтах нами закупались образцы и проводились их последующие испытания. Мы не в состоянии были провести полноценные испытания деталей, предусмотренные требованиями стандартов, однако изучив ГОСТы, мы увидели, что именно мы в силах проверить. Параллельно проводились консультации с технологами этой отрасли. Они сообщили об интересном факте – резина манжет, предназначенных для БСК и ДОТ4, ничем не отличается. Надо использовать манжеты в жидкости только одного типа. Отличие в качестве и составе резиновой смеси - из-за наличия в ней специальных добавок, например, предотвращающих старение резины. Это влияет на многие факторы. Например, по ГОСТ 14896-84 при использовании манжет в ГТЖ срок службы колеблется для разных групп резин от 3 до 5 лет. Это еще раз подтверждает необходимость не реже 1 раза в 5 лет (а лучше в 3 года) полностью проверять детали тормозных механизмов. Требованиями ГОСТ срок сохраняемости манжет в россыпи должен быть для резин разных групп от 2 до 4 лет или больший, но за счет сокращения срока службы. Таким образом, не рекомендуется применение манжет длительного хранения.

Качество резины обуславливает и изменение цены манжеты. Одна и та же деталь разных производителей может отличаться по цене в 3 раза.

Итак, при наших испытаниях можно было проверить манжеты по некоторым основным параметрам. Требования старого ГОСТ 6969-54 для воротничковых манжет и аналогичных стандартов для других манжет, действовавших на момент производства автомобилей старых марок, и впоследствии замененных ГОСТ 14896-84 и аналогичными, выделяли 4 группы резин с различным допускаемым изменением массы образца после проверки в спецрастворе в течение 24 часов. Это изменение массы составляло от 10% до 35% у резин разных групп. При этом манжеты считались годными. Таким образом, по относительному изменению веса манжет можно было выявить и соответствие их требованиям ГОСТ.

Другими контролируемыми нами параметрами стали:

- наличие пористости, пузырей, расслоений, заусенцев и облоя на поверхности рабочих зон, что не допускается требованиями ГОСТ;

- наличие раковин, углублений, возвышений и т.п., что нормируется требованиями ГОСТ;

- изменение линейных размеров изделия после выдерживания в образце ГТЖ. Хотя ГОСТ прямо не нормирует изменение размеров, но при домашних испытаниях обычно по качеству деталей судят именно по увеличению размеров.

 

Все закупленные нами образцы, в которые входили как манжеты с хранения, так и купленные в магазинах и непосредственно на заводах-производителях, были рассортированы и опущены в ГТЖ. Для испытания решено было применить 3 основных типа жидкости:

Жидости для испытаний

1. ГТЖ РосДОТ4 производства компании Тосол-Синтез, г. Дзержинск;

2. Сохранившуюся в распоряжении «Колес истории» ГТЖ БСК пр-ва Оболдинского ПО «Лакокраска» советских времен;   

3. Современную ГТЖ БСК производства ООО "Тектрон", г. Пушкино, выпускаемую также под различными торговыми марками, например «Ойл Райт».

Процесс испытаний манжет включал входящий визуальный контроль на соответствие требованиям ГОСТ всех образцов, взвешивание партии из 10 изделий на электронных весах с точностью взвешивания 1 г, последующее сравнение веса каждой партии между собой для выявления колебаний веса. Затем проводилось выдерживание образцов в каждом типе ГТЖ в течение 24 часов, последующий визуальный контроль образцов, проверка размеров и веса и сравнение с первоначальными показателями. После этого мы оставляли хорошо зарекомендовавшие себя образцы в ГТЖ еще на неделю, как это обычно делают при домашних тестах.

Такой несколько узкий подход с точки зрения настоящего профессионала, знакомого с методикой испытаний и количеством контролируемых параметров по ГОСТ, может быть оправдан только тем, что автореставрационная мастерская, как и конечный потребитель, вправе получать такие важные изделия, как детали тормозных механизмов, только надлежащего качества. Потребители не имеют возможности проверять каждую партию по полному циклу испытаний, предусмотренных требованиями ГОСТ, для чего у нас нет супер-точного измерительного оборудования и полноценной химической лаборатории. Мы, как потребители, вправе рассчитывать на то, что соответствующие государственные органы и производители следят за качеством своей продукции. Но результаты испытаний поставили жирный знак вопроса в конце этого предложения. Итак, вправе ли?

Взвешивание групп по 10 манжет 

Визуальный контроль прошли не все изделия. Часть манжет с хранения имела микротрещины, мы попросту побоялись бы ставить такие манжеты в гидропривод, и от дальнейших испытаний такие образцы были отстранены. Некоторые изделия, приобретавшиеся в магазинах, были сразу забракованы службой снабжения по причине наличия на рабочей поверхности облоя и заусенцев, что категорически запрещается требованиями ГОСТ. До испытаний они тоже не дошли. Осталось пять видов образцов из черной резины, но все они по результатам испытаний в современной БСК сошли с дистанции. Причем 2 образца не прошли соответствия и другим ГТЖ. Самое обидное, что один из образцов входил в состав достаточно дорогого ремкомплекта тормозов с закупочной ценой 80 руб (за 3 шт), что для этих деталей недешево. Очень хорошо показал себя один из комплектов с хранения, при низкой цене он увеличил свои размеры только в самый последний день недельного пребывания в ГТЖ. К сожалению, съемок первой фазы эксперимента мы не проводили.

Замачивание манжет в ГТЖ

Т.к. результаты испытаний в соответствии с нашей целью определить те детали, которые можно будет применять в современной БСК, не увенчались успехом, мы закупили новые из фтор-каучуковой резины. Преимуществами такого типа резины являются повышенная морозостойкость, озоно- и кислотостойкость, для нас наиболее важным является повышенная стойкость к минеральным маслам, что может косвенно говорить о более длительном сроке службы. Недостаток – более высокая цена. Видимо, поэтому изделия из усовершенствованных резин не попадают на конвейеры автозаводов, имеющих рычаги воздействия на своих поставщиков. Поставка на завод контрафакта почти невозможна. Но для частных пользователей или ремонтных мастерских покупка изделий из современных резин будет оправданной. Их цена остается доступной, а вероятность покупки подделки пока минимальна.

Новые изделия из смеси зеленого цвета прошли те же испытания, что и из резин черного цвета. Но и тут мы потерпели фиаско. После суток пребывания в современной БСК увеличение массы образцов составило до 20%, размеры деталей также увеличились.

Изменение размеров манжеты посте 24 часов выдержки в "БСК"

Фактически это соответствует требованиям старого ГОСТа для низкосортных резин. Но при этом ни в ДОТ4, ни в БСК пр-ва СССР не было выявлено увеличения массы тех же деталей вообще или она укладывалась в погрешность измерений (1 грамм).     

Стало ясно, что мы путаем причину и следствие. Проблемы не в плохом качестве манжет, а в качестве самой современной ГТЖ, продаваемой под маркой БСК.

 Расслоение капель ГТЖ

И тут в самом конце испытаний, мы столкнулись с эффектом, о котором нам сообщал один из наших клиентов. БСК после контакта с резиной расслоилась на 2 составляющие! На фото видно, как после слива оранжевой фракции в ведерке осталась лишь прозрачная. Также это видно на фото с каплями, где внутри светлого ареала одной из составляющей видны оранжевые вкрапления. Должна ли расслаиваться жидкость в повседневной эксплуатации? Уверен, что нет, ведь именно с этим были связаны проблемы с тормозами нашего клиента. БСК советского производства не расслоилась на составляющие даже за время длительного (более 10 лет) хранения.

Расслоение ГТЖ 

Получается, что жидкость БСК пр-ва ООО «Тектрон» требованиям качества не соответствует? Многие владельцы 21-х Волг отмечали отсутствие у современных БСК характерного запаха, которым отличалась «правильная» БСК. Видимо, это объясняется тем, что БСК ООО «Тектрон» производится на гликолевой основе, т.е. не содержит в своей структуре только те составляющие, которые имела БСК в советское время, а именно бутиловый спирт и касторовое масло.

Не является ли производимая сейчас ГТЖ попросту опасной? Думаю, что на этот вопрос должны ответить не мы, а соответствующие контролирующие органы. А мы для себя пока сделали такие выводы – однозначно настаивать при проведении ремонтов на замене старой жидкости БСК современной ДОТ4-совместимой, хотя это и влечет за собой внесение определенных вмешательств и изменений в конструкцию. Кроме того, владельцам аутентичных автомобилей, являющихся потребителями услуг Мастерской, важно понимать, что по абсолютному большинству принятых оценочных методик аутентичности ретро-автомобилей разрешена замена ГТЖ на современный тип.

Итак, по качеству можно однозначно рекомендовать к установке на автомобили манжеты из современных фтор-каучуковых резин. Как правило, их легко отличить по цвету (зеленому или красному) от изделий из стандартных резин. Но ассортимент таких изделий не покрывает всех потребностей владельцев ретро-автомобилей. Нам удалось найти лишь 2 вида манжет из всего требуемого для ГАЗ-21 ассортимента и эти позиции уже ставятся на машины при ремонтах в «Колесах истории». Примечание магазина: Также их можно купить в нашем Интернет-магазине.

Получается, что наше сравнение резиновых манжет больше стало похоже на сравнение тормозных жидкостей. На основании результатов исследования можно сделать вывод - с полной уверенностью рекомендуется к применению ДОТ4.

БСК производства времен СССР также показала хорошие результаты, но данная жидкость является техническим раритетом и может быть рекомендована только сторонникам использования аутентичных зап. частей и расходных материалов. Единственное что насторожило - это появление пузырей на поверхности жидкости после 24-х часов замачивания. Откуда они взялись - непонятно.

Пузыри на поверхности жидкости после суток выдержки

Современная БСК производства фирмы "Тектрон" крайне не рекомендуется к применению. Это связано, во-первых, с объективными данными - изменение массы и размера объекта исследования. И, во-вторых, с субъективными ощущениями. Произошло изменение фактуры изделий - резина стала более мягкой, лоснящейся на ощупь, податливой как пластилин. Она не сможет должным образом работать в гидроприводе тормозов, последствия чего могут быть непредсказуемыми.

Применять аутентичную БСК с длительным сроком хранения следует только на свой страх и риск, хотя бы вымораживая ее перед заливкой в морозилке с последующим процеживанием через марлю, в которой будут оставаться кристаллы льда.

Вывод – при необходимости замены БСК на аутентичных автомобилях следует менять ее не на современный «аналог», а полностью ревизовать систему с заменой на ДОТ4.

Тем, кто не имеет возможности или не хочет переходить на современную тормозную жидкость, можно лишь посоветовать приготовлять БСК самостоятельно, закупив необходимые составляющие и проведя смешивание бутилового спирта и касторового масла в соотношении 1:1 по объему. Но стоит ли экономить на тормозах?

(с) "Колеса истории", 2010.

Любое копирование и размещение статьи в других местах возможно только со ссылкой на первоисточник без корректировки содержимого.

Добавление от 5.02.11. По результатам испытаний магазином был представлен ремкомплект деталей для ремонта главного цилиндра тормозов и сцепления. Приобрести его можно тут.

Дополнение от 21 февраля 2015 г. Тема "тормоза на ретро-автомобилях" продолжена новой статьей. Читайте ее тут.

Эта статья была опубликована 18 Января 2023 года.
Текущие отзывы: 3
Написать отзыв Отзывы
Расскажите коллегам
Расскажите коллегам об этой статье:  
Продукты, описываемые в этой статье:
1-3505000 Ремкомплект ГЦТС ГАЗ
1-3505000 Ремкомплект ГЦТС ГАЗ
more
Корзина пуста
Информация
Информация для покупателей

Контакты

Поиск и оформление заказа, скидки

Возврат и обмен

Доставка

Рекомендуемые товары

Прайс-лист

Скачать прайс (Excel)

Свяжитесь с нами

Свежие новости
RSS 2.0
С Новым годом!

Выставка "Куплю гараж" в Музее транспорта Москвы

Закрытие сезона Клуба "Волга-24" 14 октября 2023 г.

Лектрий по автоспорту и истории с 8 по 10 сентября в Москве

9 сентября парад исторических трамваев и выставка ретро-авто.

more
Гайка М8х1
Гайка М8х1
Под заказ
Статьи
Новые статьи

Все статьи

Статьи нашего магазина -> (7)

  Статьи об испытаниях ->