Быстрый поиск
 
Введите слово для поиска.
Расширенный поиск
Разделы
Показать все товары
Рекомендуемые
20-1109024 Сетка воздушного фильтра в сборе М20, 69
20-1109024 Сетка воздушного фильтра в сборе М20, 69


---------
21-3102010 Колпак колеса (к-т 4 шт) ГАЗ-21 (колпаки)
21-3102010 Колпак колеса (к-т 4 шт) ГАЗ-21 (колпаки)


---------
Ярлыки краски и ключей ГАЗ-21
Ярлыки краски и ключей ГАЗ-21


---------
Хомут под оригинал (лента, пряжка и шплинт)
Хомут под оригинал (лента, пряжка и шплинт)


---------
1-3505000 Ремкомплект ГЦТС ГАЗ
1-3505000 Ремкомплект ГЦТС ГАЗ


---------
293270-П8 Шайба пружинная зубчатая с наружными зубцами ГАЗ
293270-П8 Шайба пружинная зубчатая с наружными зубцами ГАЗ


---------

Обзор нетипичных неисправностей тормозов на ГАЗ-21 "Волга"

Сегодня, пока наши ласточки ожидают первого весеннего вылета из своих теплых и сухих гнёзд, мы снова коснемся темы тормозов, а точнее комплектующих, которые могут прямо повлиять на нашу безопасность, и тех "интересных" неисправностей, с которыми каждый из нас может столкнуться уже весной.

Всё началось осенью этого года, когда на закрытии сезона "Автоклуба Волга-21" один из участников по имени Михаил рассказывал автору о неисправности тормозов, с которой ему пришлось столкнуться. Причину он смог разгадать, имея более чем 20-летний опыт владения ГАЗ-21, при этом затратив долгое время на осмотр и размышления. Проблема была в отсутствии тормозов, которое было диагностировано при обязательном осмотре автомобиля перед выездом из гаража. Перед открытием сезона весной 2022 г. машина была обслужена, в ней менялись некоторые тормозные трубки и тормозные цилиндры. Машина поучаствовала в открытии и была поставлена в гараж. Летом Михаил снова решил покататься. Но с удивлением обнаружил, что "тормозов нет" – педаль провалилась, в ГЦТС (главный цилиндр тормоза и сцепления) было пусто. Если бы водитель не имел привычки проверить тормоза перед выездом, последствия могли бы быть непредсказуемыми. Летняя жаркая погода 2022 г. привела к почти полному исчезновению следов вытекшей тормозной жидкости, причина произошедшего была не ясна. Диагностирование и разгадка этой головоломки заняли полдня.
Итак, вот что рассказал Михаил: "ГЦТС пустой. Беглый осмотр выявил едва заметные следы вытекшей «тормозухи» на дощатом полу под правым передним колесом. Как раз на этом колесе весной 2022 г. менялись оба рабочих цилиндра (РТЦ). Дело ясное – потек бракованный РТЦ. Благо в запасе лежат новые. Однако, при снятии тормозного барабана всё оказалось на удивление сухо…Дальнейший поиск был затруднен тем, что машина всё лето простояла в гараже, лето было жарким, и как говорилось ранее, вытекшая жидкость высохла до состояния «со стороны балки тормозные щиты всегда грязные». Протянуты все резьбовые соединения трубка-тормозной шланг-РТЦ, сам тормозной шланг заменен как заподозренный в течи в соединении с наконечником. Прокачка тормозов – на ГЦТС насос, на РТЦ трубку, трубку в бутылку. Нагнетаем давление, воздух вышел  - всё готово…и снова пузырьки воздуха…"

Проблема оказалась в соединении с колесным РТЦ Болта М12х1,25х28 51-3506012, который крепит к колесному цилиндру Муфту соединительную 12-3501081 и Трубку соединительную в сборе 12-3501085 (тормозную трубку между верхним и нижним цилиндром). Для подвода тормозной жидкости к РТЦ используются дополнительные Штуцера с мелкой резьбой под наконечники и болты (аналог Штуцеров 20-3506005, установленных для подвода тормозных трубок к ГЦТС).

Тормоз переднего колеса ГАЗ-21

Подтекала тормозная жидкость (ГТЖ) в сочленении Болта и Штуцера –  сверление с резьбой под штуцер в колесном цилиндре тормоза было недостаточно глубоким, болт не докручивался до конца, упираясь в торец углубления Штуцера и не давая сомнуться предусмотренной для уплотнения Прокладке 51-3506013. Было решено исправить проблему постановкой второй Прокладки (медной шайбы), что сдвинуло бы торец тормозного болта 51-3506012. После установки второй шайбы и заполнения системы жидкостью тормоза следовало прокачать. Михаил решил отдохнуть и пообедать. Когда он вернулся через полтора часа, его ждал сюрприз – капля жидкости на выходе из цилиндра. В чем была причина? Болт за счет особенностей резьбы на своем краю теперь не доходил около полумиллиметра до торца углубления в корпусе Штуцера колесного цилиндра. Соответственно оставалась неплотность, через которую очень медленно вытекала тормозная жидкость. Хорошо, что Михаил заметил это, иначе после непродолжительного использования автомобиля неисправность повторилась бы. Решением проблемы стало спиливание на наждаке 0,5 мм с торца Болта 51-3506012, после чего он своим торцем стал доходить до торца углубления в Штуцере, закручиваясь на необходимую длину, и неплотность исчезла. Не пытайтесь установить в соединении вторую медную шайбу!

Еще одной тонкостью поделился Алексей, знакомый многим владельцам ГАЗ-21 по своей безвозмездной работе на благо клуба в качестве технички на открытиях сезона. Он при разговоре с автором упомянул о разности резьб на наконечниках тормозных трубок разных лет выпуска. После этого автор провел собственные исследования, результаты которых хорошо иллюстрируются фотографиями.

Два вида наконечников на тормозных трубках

Мало того, что наконечники разные, еще и сами трубки отличаются торцевыми частями под обжимку.

В деталях, в которые вкручиваются наконечники тормозных трубок, также имеется два вида резьбы. На ранних деталях резьба нарезана на всю глубину углубления под наконечник, а на более поздних она не доходит до торца углубления на пару миллиметров. Проиллюстрируем это на примере Муфт соединительных колесного цилиндра переднего тормоза (20-3501080) для М20 и ГАЗ-69. Сравните две пары деталей на фото: левые – ранние, правые – поздние. Резьба отличается из-за изменения завальцовки тормозных трубок и модернизации их наконечников, разница в которых проиллюстрирована вторым фото.

Различные резьбы в Муфтах соединительных 12-3501080

Ранний (более короткий) наконечник имеет резьбу с начала наружного торца, а завальцовка трубки короткая односторонняя. У позднего резьба отстоит от края, а завальцовка трубки более толстая, двухсторонняя. Разумеется, при попытке вкрутить старый наконечник в деталь с новым типом нарезки резьбы не будет создано надлежащего уплотнения, произойдет вытекание жидкости из соединения из-за отсутствия герметичности, недостаточной обжимки трубки. Всё это стоит учитывать при обслуживании автомобиля, замене отдельных деталей тормозной системы, а также при покупке новых тормозных трубок, которые производятся в настоящее время на ГАЗ-21 в нескольких разных местах. Тем более, что оригинальные трубки в подавляющем большинстве были стальными с омеднением и требуют обязательной замены на ходовых автомобилях. Мы касались этого в более ранних статьях о тормозах. Особенно сильно по наблюдениям Алексея они гниют на передних тормозных щитах, где постоянно скапливается грязь, под пароотводной трубкой радиатора и на заднем мосту. Современные трубки следует покупать из более дорогой, но и долговечной меди, стальные в продаже тоже присутствуют.  

Должно быть тщательно проверено сочленение каждой трубки и резьбы на деталях, соединяющих трубки, а именно:
- 21-3506018 Соединитель центральный трубопроводов гидротормозов в сборе;
- 20-3506005 Штуцер;
- 20-3506033 Тройник;
- 12-3501080 Муфта соединительная колесного цилиндра переднего тормоза верхняя;
- 12-3501081 Муфта соединительная (нижняя);
- 51-3506012 Болт М12х1,25х28;
- Штуцера колесных цилиндров. 
Причем особо следует сказать про Муфты 12-3501080, наконечник которых под трубку аналогичен деталям от М20 и ГАЗ-69 на фото выше. Эти детали обычно разделяют на "ранние" и "поздние", определяя их наличием на "ранних" дополнительного упора в корпусе. Часто путают "поздние" с аналогичной деталью ГАЗ-24 под индексом 24-3501080. Наличие или отсутствие упора никак не повлияет на разницу в резьбах внутри. При этом сведениями об изменении каталожных номеров деталей с "поздним" типом резьбы автор не располагает. Судя по всему, изменение было проведено после снятия автомобилей ГАЗ-21 с производства, а на УАЗе, где до сих пор применяются трубки с каталожным номером 12-3501085, но с новым типом штуцеров, задумались об изменении их префикса уже в наши дни. Аналогично отличаются и тройники для тормозных трубок на заднем мосту автомобиля УАЗ при их внешней схожести с оригинальной деталью 20-3506033.  

Еще Алексей рассказал автору об имевшихся в его практике проблемах с использованием бывших в употреблении деталей-соединителей тормозных трубок. Так, в одном из Соединителей центральных 21-3506018 оригинальная стальная трубка в процессе эксплуатации несколько раз переустанавливалась, что привело к повреждению конуса, выступающего для центровки трубки в более мягком латунном корпусе Соединителя. Результатом стало протекание ГТЖ в стыке. Алексей также сталкивался и с браком новых советских деталей – поры в литье, нарушение резьбы, смещенный центр конуса – все детали, включая советские, надо внимательно осматривать. 

В заключение пару слов про сочетаемость тормозных колодок с Эксцентриками опорного пальца колодок тормоза 20-3501028. Наш коллега Михаил рассказал автору, что несколько лет назад приобрел тормозные колодки, у которых отверстие под эксцентрик было заужено примерно на 0,02 мм вследствие, как он предполагает, производственного брака. Он обнаружил это, проворачивая эксцентрик после того, как вставил его в отверстие. В одном из положений эксцентрик начинал проходить с заеданием. После установки на автомобиль, затяжки Пальцев опорных колодки тормоза 20-3501068 на задних или 12-3501068 на передних колесах эксцентрик мог бы прижаться Пальцем, слегка увеличив свой диаметр. Давление жидкости в тормозном цилиндре, безусловно, позволяло бы тормозам работать, но вот стяжным пружинам 12-3501035 было бы сложнее отводить колодки в нерабочее положение. А Алексей говорил про отклонение на 2 мм положения отверстий для эксцентриков на дешевых колодках непонятного происхождения, что приводило к их перекосу после установки опорных пальцев. Отсюда скрипы, нагрев и прочие неисправности тормозов, которые на клееных накладках могли бы привести и к отставанию их от колодок. Относительно опытные волгари помнят, как лет 10 - 15 назад накладки колодок под маркой "Детали машин" были приклеены ненадлежащим образом, результатом чего становилось их отставание и заклинивание тормозов. Автор этих строк сам был в такой ситуации, после чего принял решение пользоваться только приклепанными накладками, тем более что такие производятся и продаются в магазине, являясь уже проверенным продуктом, о котором мы рассказывали в другой статье. Прочесть её можно тут.

Автор напоминает всем о необходимости проверять тормоза несколькими сильными нажатиями перед каждым выездом, помнить о безопасности движения и соблюдать ПДД.

Автор благодарит за содействие в написании этой статьи Михаила Гурова aka Mihelson и Алексея Беляева aka Сервис ГАЗ-21.

Копирование информации разрешается по согласованию с автором. 

(с) П.А. Шляхин, аккредитованный эксперт по КТС, 2023. 

Эта статья была опубликована 22 Февраля 2023 года.
Текущие отзывы: 0
Написать отзыв
Расскажите коллегам
Расскажите коллегам об этой статье:  
more
Корзина пуста
Информация
Информация для покупателей

Контакты

Поиск и оформление заказа, скидки

Возврат и обмен

Доставка

Рекомендуемые товары

Прайс-лист

Скачать прайс (Excel)

Свяжитесь с нами

Свежие новости
RSS 2.0
С Новым годом!

Выставка "Куплю гараж" в Музее транспорта Москвы

Закрытие сезона Клуба "Волга-24" 14 октября 2023 г.

Лектрий по автоспорту и истории с 8 по 10 сентября в Москве

9 сентября парад исторических трамваев и выставка ретро-авто.

more
220114-П29
220114-П29
Под заказ
Статьи
Новые статьи

Все статьи

Статьи нашего магазина -> (7)

  Статьи об испытаниях ->